С чем сталкивается ревмопациент на этапах дебюта заболевания и постановки диагноза? Возникает хроническая боль, которая не хочет проходить за 1–3 дня. Вместе с появлением диагноза и осознанием его неотвратимости возникает ощущение, что почва начинает уходить из-под ног, из-за столкновения с неизвестностью появляются страхи о будущем, а ограничения движений омрачают привычные действия. Так, вместе с физическими ощущениями возникают сильные эмоциональные переживания в виде повышенной тревожности, вспышек гнева и обиды. Фактически, столкнувшись с жесткими физическими ограничениями, человек проживает чувство утраты. Его сложно идентифицировать, но это так — изменение спектра своих возможностей может проживаться как утрата части себя. И, как следствие, происходят хронические изменения в психике: начинает снижаться самооценка, возникает апатия, картина мира начинает рушиться.
В этот момент у человека включаются все его защитные психические механизмы. Ревмопациент, находясь в уязвимом физическом и психическом состоянии, может начать защищать свою картину мира, пытаясь имитировать состояние «все ок». Человек может начать отрицать наличие у него сложности как на людях, так и наедине с собой, прикрываясь ложными причинами. Может испытывать раздражение и вспышки гнева, когда окружающие интересуются его состоянием или предлагают помощь. Может вытеснять болезнь из поля своего зрения, полностью огораживая себя от информации, малейшим образом касающейся его текущих обстоятельств. И на этом этапе у человека возникает развилка в выборе дальнейшего пути адаптации к хроническому заболеванию.
С одной стороны, человека начинает тянуть в привычное избегание стрессовой ситуации. Возникают связанные с этим деструктивные модели адаптации: злоупотребление алкоголем, расстройства пищевого поведения, самоизоляция от близких и друзей, эмоциональное вытеснение всех возникающих чувств и сложных переживаний, избегание физической активности. Весь этот спектр действий направлен на один результат — забыться, спрятаться от болезни. И на короткий промежуток времени создается иллюзия облегчения, которое наступает в результате. Но при всей своей простоте этот путь чреват большими потерями времени, здоровья и прочих ценных ресурсов. Ведь при таком подходе пациент буквально изолирует себя в физическом, психическом и социальном плане. А в это время болезнь продолжает прогрессировать. Так создается замкнутый круг: боль вызывает сильные переживания, человек изолирует себя от эффективных стратегий совладания с болезнью, боль усиливается, человеку приходится прикладывать еще бо́льшие усилия для вытеснения переживаний и стресса из своей жизни…
С другой — есть путь принятия своего заболевания. Сразу хочу уточнить: я говорю о принятии не как о намерении сдаться, отказаться от попыток что-то изменить и закрыть глаза на все происходящее, наоборот: принятие заболевания — это стратегия работы с восприятием в критической ситуации. А точнее, это путь трансформации своих реакций на стресс, своих ценностей и целей в жизни. Принятие своей жизненной ситуации позволяет перестать тратить ресурсы на удержание иллюзий о прошлой жизни, борьбу с раздражителями. Наоборот, благодаря принятию себя в текущих обстоятельствах, у человека возникает возможность обрести опору в самом себе, в социуме, возникает возможность двигаться дальше. Человек испытывает огромное психологическое облегчение, ведь ему больше не надо всю жизнь притворяться и имитировать отсутствие текущих сложностей со здоровьем.
В заключение своей заметки мне хочется акцентировать внимание на некоторых открытиях, которые я сделал, а также поделиться моделью принятия, которая работает у меня.
Мой опыт показывает, что боль — проходящая реакция тела.И уходящая. Боль — не навсегда. Однако если я иду по пути избегания, боли в жизни будет больше. И наоборот, формируя терапевтический альянс с медиками, психологами и реабилитологами, я вышел в долгосрочную ремиссию.
Диагноз — не приговор, а лишь повод переоценить, переосмыслить свою жизнь. Поменять привычные реакции на новые, более комфортные и функциональные в текущей ситуации. Диагноз — это другой стиль жизни.
Для себя я опираюсь на целеполагание — это мое все, так как мои цели в жизни определяют мое восприятие. Какой каскад целей я ставлю перед собой? Какая у меня метацель в жизни?
Ну и более наглядно про принятие. Принятие — это констатация факта, что моя жизнь изменилась. И у меня сильный стресс по этому поводу. Да, меня тянет в избегание, хочется, чтобы это все как-то само как-то решилось, желательно без моего участия. Однако если я буду пытаться вернуть все как было или игнорировать свою боль и свои переживания, ситуация ухудшится.
Начните с честного ответа на вопрос «Чтобы помочь себе, что я могу сделать?» Чтобы помочь физическому состоянию, вам нужна терапевтическая стратегия и система реабилитации. А значит, хорошо бы наладить конструктивные и комфортные отношения с лечащим врачом, найти реабилитолога, у которого вы сможете консультироваться, и перестроить свои будни под новые реалии. Чтобы помочь себе психологически, важно не держать все в себе. Хотя лично мне привычнее терпеть до последнего, а потом взрываться. Зная это, я выбрал осознанный путь — вводить новые привычки в свою жизнь — и вам рекомендую подумать об этом. Например, чтобы разгружать свою нервную систему и не держать переживания и эмоции внутри, я стал вести дневник в закрытом телеграм-канале, который вижу только я, в котором я отражаю события и связанные с ними чувства, свои сложные переживания, опасения и надежды — без страха осуждения или обесценивания со стороны. Если вам приглянулся этот способ, вы можете его повторить или придумать свой.
Другой метод — это медитации самочувствования и молчания. Фактически это такие упражнения для мозга, выполняя которые человек тренирует определенные способности тела. В случае с медитацией самочувствования человек, фокусируясь с закрытыми глазами на разных участках своего тела, формирует лучшую связь нервной системы с этим участком тела. В случае с медитацией молчания человек тренирует способность выгружать из оперативной памяти автоматические мысли, фокусироваться на состоянии «здесь и сейчас». Они помогают вернуться в себя, почувствовать себя, свой ритм жизни, свои устремления. Важно отделить свое от чужого, навязанного кем-то видения о том, как нужно жить. Следующим этапом станут размышления над вопросом «Хорошо, а как вообще я хочу прожить свою жизнь с учетом открывшихся обстоятельств?» Здесь вам помогут техники целеполагания, о которых я буду говорить в следующей статье.
Резюмировать свою статью хочу пожеланием всем, кто ее прочитает. Пусть ваша внутренняя сила, поддержка профессионалов и близких людей, а главное — готовность принимать свою новую реальность — откроют путь не только к облегчению симптомов, но и к полноценной, наполненной жизни. Потому что в конечном счете мы не просто пациенты, мы — личности со своими целями, ценностями и мечтами. И наше право — выбирать и сохранять их вопреки всем недугам.